Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ»
организаторы:
при поддержке:
Центр визуальных и исполнительских искусств
«Aрт Корпорейшн» :
220030, г. Минск, улица Интернациональная, 21
+ 375 44 490 48 99 (билеты/tickets) + 375 17 392 29 54 + 375 17 395 30 20

Новости

27 сентября 2018
Exchange: белорусский театр глазами зарубежных профессионалов

24 сентября завершился показ спектаклей программы Belarus Open, проводившейся в рамках VIII Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ». Шоукейс Belarus Open собрал более 30 зарубежных профессионалов, которые познакомились с белорусским театром ближе, открыли для себя новых режиссеров, обменялись мнениями и впечатлениями.

Людмила Громыко, куратор программы: «До недавнего времени о белорусском театре почти ничего не знали за пределами нашей страны.  Можно говорить и о том, что в списке театральных сверхдержав Беларусь никогда не значилась». 

Так ли это, какой потенциал есть у белорусского театра, по мнению зарубежных профессионалов, выясняли волонтеры ТЕАРТа в рамках проекта Exchange, цель которого — узнать мнения о белорусском театре у международных экспертов, и, наоборот, мнения белорусских критиков о международной программе.

 

                                                                                                     

Сначала мы поговорили с театральными менеджерами Кристиной Жогайте  и Августой Румбутьте – представителями Клайпедского театра, чтобы узнать их ТОП-3 Belarus Open, а также впечатлениях о белорусском театре. Их фаворитами стали спектакли «Бетон» Республиканского театра белорусской драматургии и «Сестры Грайи» Минского областного театра кукол (режиссер обоих постановок — Евгений Корняг), «Человек из Подольска» Белорусского государственного молодежного театра (режиссер – Дмитрий Богославский). Спектакли Евгения Корняга поразили своей эстетичностью, «Человек из Подольска» зацепил содержанием. К слабым сторонам белорусского тетра профессионалы отнесли не совсем естественную игру актеров. Форум театрального искусства девушки охарактеризовали так: «амбициозный, растущий, меняющий».

                                                                                                     

Маарью Каасик – продюсера театра Телакка – кроме постановок Корняга впечатлил спектакль «С училища» Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» Александра Марченко. По мнению эксперта, постановки получились визуально красивыми: «Это так свежо, когда используется что-то кроме разговоров». Однако, Маарья отметила и слабые стороны программы: «из-за отсутствия субтитров в некоторых спектаклях я почти «выпадала» из некоторых постановок. Определенно, когда люди приезжают из других стран, перевод необходим. Никто не пригласит спектакль в свою страну, если не поймет его».

                                                                                                     

  1. Директор швейцарского фестиваля  Culturescapes Юрриаан Куиман в свои ТОП-3 лучших спектаклей включил «Человека из Подольска», «Июль» Могилевского областного драматического театра (Саулюса Варнаса) и «С училища». Джурриаан Куиман рассказал об изолированности белорусских режиссеров: «У вас очень сильные актеры и актрисы, есть с чем работать, но, мне кажется, очень чувствуется изолированность режиссёров. Они не здесь, мы не можем поговорить с ними. Сейчас мы на форуме, а завтра уедем. Может, они хотели бы услышать нас. Может, они боятся узнать наше мнение. Они никогда не будут развиваться, если не откроются. Режиссерам будет очень сложно добиться приглашения их спектаклей в другие страны».

Изоляция, неготовность, потенциал – так профессионал охарактеризовал программу.

                                                                                                     

Алексей Бадаев – генеральный директор Свердловского государственного академического театра драмы отметил профессионализм в постановках «Бетон», «Сестры Грайи», «С училища». Смелость, странность, компания – такие ассоциации вызывает форум «ТЕАРТ» у Алексея.

                                                                                                     

Исаак Вила Доблас – помощник директора Grec Festival в Барселоне был солидарен с коллегами и к лучшим спектаклям Belarus Open отнес два спектакля Евгения Корняга, а также спектакль «С училища». Исаак называет их современными и очень рискованными. Исаак Вила Доблас много говорил о профессионализме и риске: «Самые сильные стороны – это актеры, риск и современность».  По мнению эксперта, форум театрального искусства «ТЕАРТ»   это риск, современность, разнообразие.

                                                                                                     

Представительницу театра Телакка Хелену Толкки приятно удивила стилизация спектакля «Человек из Подольска». По ее мнению, белорусскому театру свойственен гуманизм и человечность: «Я выделила несколько аспектов человечности. Очень широкий ее спектр присутствовал на спектакле «Человек из Подольска», где происходило пробуждение эмоций и пробуждение народа». К человечности Хелена Толкки добавляет энтузиазм и теплоту.

                                                                                                    

Своя «тройка» спектаклей сложилась и у Свена Карья драматурга театра Ванемуйне.  К лучшим, на его взгляд, постановкам следует отнести «С училища», «Человек из Подольска» и «Бетон». «Над пьесой «С училища» я работал несколько лет назад, готовил ее перевод на эстонский язык, у меня есть тесная связь с этим материалом. Это очень важная пьеса для меня, с очень сильным текстом. «Человек из Подольска» — это также сильный текст. И третье – «Бетон». Спектакль интересен оригинальной  формой, я б даже не смог определить его жанр. Это не танцевальный жанр театра, это  не пластический жанр театра, это, я бы сказал, размышление в движении. «Бетон» содержит в себе  внутренний конфликт. В спектакле вроде бы все очень абстрактно, вне времени, вне пространства, но каким-то образом я ощущал пульс современной жизни.  Форма была строгая, концептуальная». Свен Карья так отвечает на вопрос о слабых и сильных сторонах белорусского театра:  «Что касается слабых сторон. Мне почему-то кажется, что режиссеры в восторге от всяких технических средств. Видео, саундтреки я видел почти в каждом спектакле. Например, постановка «Человек из Подольска». Мне очень понравился спектакль, но, по-моему, там было слишком много  технических средств, хотелось бы больше живого. О плюсах: я понимаю, что Belarus Open – это не весь театр, это какая-то его часть, и, как мне показалось, авангардная часть. Театр, который я увидел, довольно острый, социальный, отражающий реальность – это плюс». Неожиданный, креативный, новаторский – так видит форум театрального искусства ТЕАРТ Свен Карья.

                                                                                                    

Лидии Нагель – менеджеру культурных проектов из Германии – было сложно определиться с ТОП–3 Belarus Open. Профессионалу было интересно наблюдать за всеми спектаклями: «Больше всего я интересуюсь современной драматургией. В этом году я увидела очень сильные постановки современных пьес, но, конечно, это не значит, что другие спектакли менее интересны. Они все, на мой взгляд, были хорошим». По мнению Лидии Нагель «ТЕАРТ» «открытый, развивающийся, разнообразный».

Так профессионалы из различных стран увидели программу Belarus Open, показанную в рамках VIII форума «ТЕАРТ». Большинство из них отметило разнообразие, новаторство и риск. С каждым годом белорусский театр становится более открытым, готовым к экспериментам, а это означает движение и развитие.

«В Беларуси театр стал развиваться спонтанно, вопреки всему, и добиваться успеха там, где никто его совершенно не ждал.  Не смотря на устоявшиеся массовые представления о том, как должен выглядеть спектакль и как должны существовать на сцене актеры. Программа Belarus Open пытается зафиксировать этот процесс, делая акцент, прежде всего на спектаклях молодых и независимых режиссеров. Те театры, которые стремятся, прежде всего, расширить свое художественное сознание и задачи, попадают в зону нашего внимания» (Людмила Громыко на встрече с зарубежными гостями программы Belarus Open).

Подготовили: Юлия Мицкевич, Анна Бельская

Фото: Анна Бельская

http://www.dewpoint.by